Проблема недостаточно высокого образовательного уровня административного персонала системы исполнительной власти, особенно среднего и низового звена1, не говоря уже о работниках местного самоуправления и муниципальных служащих, усугубляется острой нехваткой управленцев, имеющих специальную подготовку. Несмотря на указ Президента РФ от 3 сентября 1997 года № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих», который считается исходной точкой развертывания целой программы кадрового реформирования госслужбы, многие ее положения до сих пор остаются в полной мере нереализованными. По словам В. К. Егорова, ректора-президента Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС), такую подготовку не проходит даже значительная часть сотрудников, впервые поступающих на государственную службу. Так, среди поступивших на работу в 2000 году подобного обучения не прошло подавляющее большинство — 91, 3 процента. В целом основная масса служащих, поступая на государственную службу включая министерства, не имеет никакого опыта управления. А система образования не в состоянии обеспечить повышение квалификации всех государственных служащих в приемлемые сроки2.
Еще более низкий образовательный и профессиональный уровень зафиксирован у муниципальных служащих и работников местного самоуправления, занимающих невыборные должности (составляющих 96 процентов от общего числа 280 000 должностей). Среди них на долю лиц с высшим образованием, по данным на 1 января 2003 года, приходится 55, 9 процента (у государственных чиновников различного уровня этот показатель достигает 70 процентов), со средним образованием — 38, 6 процента, не имеющих профессионального образования — 5, 5 процента. Несколько выше аналогичные показатели у лиц, избранных на муниципальные должности: соответственно 68, 8 процента, 27, 9 процента и 3, 3 процента. Неутешительными выглядят и следующие данные: базовое высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» имеют только 2, 8 процента штатных муниципальных работников и лишь 0, 2 процента лиц, избранных в органы местного самоуправления; прошли курсы переподготовки по названной специальности соответственно 1, 19 и 0, 1 процента от общего числа служащих3.